Акварель

Наталья Ильинаю Акварель

Н.Ильина"

О. Сорокина

О.Сорокина

ЧАСТЬ I
ИКОНЫ

КАК ДЕЛАЮТ ИКОНЫ

- Я знаю, что сущесчтвуют различные иконописи.
- Имеется множество иконописных школ. Интересно, конечно, какой школе принадлежит та или иная икона.
- Расскажи, Василий.
1. Г р е ч е с к о е  п и с ь м о.

Картинка 2 из 55

 Характерны продолговатые, прямые линии. Преобладающий цвет  - белый и зеленый и  редко красный. 
Привыкшие к горной местности, греки  изображали горы  в виде скал и утесов. Утесы отделываются острыми углами (у новгородцев и москвичей больше треугольники, четырехугольники и даже квадраты).
Платье со множеством мелких складок.
2. Корсунское письмо.

Картинка 7 из 214

 Меньше складок в платье,  лица несколько светлее.

3. Сербское п и с ь м о.
Картинка 1 из 21

 

Лица желтые, светлее греческих; преобладает вохра (санкир). Складки писаны  круглее.

4. Киевское письмо

Картинка 9 из 60

Более мягкое, одноцветное. Лица нежнее, ближе к западным. Складок в платье  значительно меньше.

5. Новгородское письмо

Картинка 1 из 65

Подражание греческому,  списывали с греческих образцов. Складки в платье более редки. Одежду шерстяную,
власяницу, тогда как греки изображали шелковую. Линии не так прямы
и более толсты.

7. М о с к о в с к о е  п и с ь м о:

Картинка 4 из 307

 а) Краски гуще. Горы с зеленью, празеленью; треугольников меньше. Платье круглее; прямые линии почти исчезают, заменяясь овальными;
складки мельче и круглее. Здания изображались некоторою перспективою и тенями. Тело святого изображалось в 5 и 6 голов.
б) Тело больше, чем у первых, часто до 8 и 9 голов. Более светотени, черты и линии с оттенком. Письмо мягче.
в)  Корпус пропорцеональнее - в 7 голов.

г) Ф р я ж с к о е   п и с ь м  о .

Картинка 4 из 14

 Более натуральности, отделка приближается к живописи. В платье тонкости меньше. Фон облачный и разноцветный.

7. Устюжское письмо.

Картинка 4 из 101

Корпус в 9 голов. Линии в складках  похожи на греческое письмо, но более овальной формы.

8. Костромское письмо.

Картинка 4 из 14

 Меньше светлотени на лицах. Лица желтее, и меньше в них выпуклости. Звезды на одеждах не круглые, а квадратные.

9. С т р о г а н о в с к о е письмо.

Картинка 2 из 23

а)  Поля и свет золотые и санкирные (зелень или празелень). Корпус в 5 и 6 голов. Лица правильны и желты. Писали  нежнее новгородских и московских; отделка чище и старательнее.  Линии прямее, чем у московских. Светлотень золотая или золото, разделанное штрихами (инокопь).
б)  Появляется в пробелах твореное (разжиженное) золото, но редко,  как например., у Спасителя и Богоматери в одежде. У небесных сил разноцветные, чего у первых не было. В зданиях затейливость. Надписи искусственнее московских.
в) Золотые пробелы преобладают. Лица светлее, отделка лиц и одежда тщательнее
г)  Натуральность. Много живописных приемов.

  - А где можно почитать об иконописных школах - спросиля я.

О различии иконописных школ подробнее можно найти в соответствующей литературе. (Н. П е т р о в, -- Альбом достопримечательно стейй  церковно-археологического  музея  при  Киевской Духовной Академии. Вып. 11. Киев, 1913, стр. б - 8.. Сочинения Ф. И. Буслаева. Т. 1, СПБ. 1908. стр. 253 и сл. М. П р о х о р о в. - Об иконописи и ее технике "Светильник" [Религиозное искусство в прошлом и настоящем. Ежемесячный журнал], 1914, N 1, стр. 33 -- 48).

- Хорошо, расскажи все же о процессе изготовления икон.
-     Процесс изготовления иконы достаточно сложен и интересен.
Чтобы получить представление об этом процессе кратко расскажу о ем. Делаю это исключительно из позновательного интереса для того, тобы вы представляли как сложно создать икону и сколько труда вкладывает в это иконописец.  Возможно, чудодействие  иконы начинается с таинств ее создания.
- А с чего начинается изготовление иконы? - спросил я.
Прроцесс начинается с  з а г о т о в к и  д о с к и. Эта заготовка называется   " л е в к а с а". (заготовить доску - залевкасить).

 

Carving

 

Картинка 1 из 2

  Лицевую сторону доски " ц а р а п а ю т " в клетку шилом или гвоздем.
Проклеивают жидким и  горячим клеем.  Когда проклейка просохнет,
наклеивают "с е р п я н к у". Серпянка редкая, пеньковая вырезается в размер доски.  Для приклеивания серпянки доска намазывается
большою щетинною кистью клеем  более густым, чем при проклейке.
Затем накладывается серпянка, хорошо приглаживается и сверху
снова покрывается клеем. Спустя сутки после наклейки серпянка 
просыхает.  Затем " п о б е л я ю т " доску. <Побел> делается из клея 
и мела; жидкая масса  размешивается и большою щетинною кистью
ею заполняют ткань <серпянки>.
- И теперь можно писать икону ?
- Нет, улыбнулся Василий. -  Затем "левкасят доску" производится в течение трех - четырех дней, причем доска грунтуется левкасом шесть - сем ь раз .   Состав левкаса делается так: в "п р о б е л" прибавляется горячей  кипяченой воды, прибавляют немного олифы или масляного лаку, прибавляют мелу, чтобы масса была гуще "побелки", и хорошо размешивают. Это и есть "левкас". Его поверхность покрывают мокрой тряпкой, чтобы верхний
слой не высыхал, и ставят в низкую температуру, чтобы сохранить от порчи.
После каждой <левкаски> дают хорошо просохнуть.
Но теперь-то можно писать икону, - не унимался я.
- Нет.  Следующий этап изготовления доски -  "Л и ш е в к а", т. е. шлифовка грунта пемзой. После первой "лишевки"  дают левкасу просохнуть, и затем она повторяется. По просохшему "лушеванному" левкасу шлифую сухим куском пемзы и  сухой трубчатой травой  или  мелкой  бумагой-шкуркой.
Только после этого доска становится пригодной  для писания.
- И начинают писать.
- Да, если приготовлены краски. Если нет, то их нужно приготовить.
- А как это делается ?
-  Для этого у свежего куриного яйца разбивается  тупой конец и проделывается в нем круглое отверстие, через  которое мог бы выйти желток целиком, не прорвав пленки. Белок сливается в бутылку, а желток перекатывается с ладони на ладонь, причем каждый раз ладонь обтирается, так чтобы желток освободился
от белка совершенно. Скорлупа вымывается водой, пленка желтка прорывается и желток сливается в чистую скорлупу, затем туда доливается слабый хлебный квас и все размешивается маленькой лопаточкой. Получается светло-желтая жидкость. Этим составом и пишутся иконы.
В чашки  насыпаются сухие краски и растираются (как правило  указательным пальцем. Это называется "творить" краску. Если краска тверда (жженая умбра, сиенна и др.), то сперва смачивается водой.
Затем прибавляется жидкость из скорлупы.
- А какие краски используются в иконописи?
-  В иконописи употребляются белила свинцовые, оохра светлая, хом желтый, хром зеленый, лазурь, кобольт жженая умбра и сиенна, бакан, киноварь, мумия, сажа голландская и копоть.
- А существуют ли особые приемы писания икон? 
- Будущая икона кладется на стол; на "ф о р ф о р и н к е" - т. е. на отбитой части блюдечка или тарелки. Иконописец делает "колер". Краска разводится жидко и кисть (беличья) должна быть всегда насыщена ею.
Иконописец  раскрашивает  одежды и аксессуары  без всяких теней и полутонов. Писать "лессировкой" или  "мазком" тут нельзя. Лессировка заменяется "п р и п л е с к о ю", т. е. покрытием нужного места очень жидким тоном.
Дальше начинается роспись.  Когда "раскрышка" высохнет, то на ней ясно будут видны черты складок, сделанных ранее "г р а ф ь е й", по ним производится "р о с п и с ь" складок (которые в некоторых частях одежды, например на рукаве, похожи на гвозди-костыли; отсюда ругательное "костылевщики!"). Краска для "росписи" складок делается такого же цвета, как и "р а с к р ы ш к а", но более т е м н о г о тона. По росписи в тенях складки притушевываются менее темным и жидким тоном.
На местах, где должен быть свет (  на плече, на груди, от плеча до конца рукава, на животе, на бедре и ниже -) кладутся  "п р о б е л ы" твореным золотом или краскою. Краскою пробела кладутся в три "п о с т и л а".
Кроме пробелки краскою существует "пробелка" твореным золотом.
По "р о с п и с а н н о й" и притушеванной одежде иконописец на местах света кладет этим золотом пробела.
Обычай таков, что одежды и  аксессуары святых пишет на иконе один иконописец, мастер - "п л а т е ч н и к";  лица, руки и, если они без обуви,  (ноги) -- другой -- "л и ч н и к", надписи - третий; Рисует фигуры в большинстве случаев отдельный иконописец, который может  быть и личником и платечником. Как исключение, бывает, что один мастер может делать все. Технически на иконе всегда удобнее писать сначала одежды, а потом лица (обратно приему живописи, где пишутся сначала лица). Идут   теней к свету, тогда как в  живописи идут от света к тени ]
Мастер личник сперва составляет на "форфоринке" желтокоричневую краску; для этого берет, обыкновенно жженой  умбры, охры светлой и немного сажи голландской, если нужен не очень коричневый "колер".
Икона  "пр о с а н к и р и в а е тс я": санкиром закрашивается сплошь, по контуру, лицо, если голова закрыта, а если открыта - то и всю голову, руки, если надо ноги.   Когда <с а н к и р> высохнет, делается обрисовка головы, частей лица, рук и ног темно-коричневой краской; это называется: <"о п и с а т ь" л и ц о>.
После этого начинают " л а в и т ь" .Светлые места - лоб, щеки, нос -
покрываются жидким желтоватым колером, с оставлением нетрону-
тыми мест теневых, где  остается санкир. Это -  "п е р в а я      о х р а". 
К просохнувшей <плавке> делают <п о д б и в к у>, т. е. составляют
краску по цвету среднюю между <санкирем> и <первою плавью> и жидко подбивают, - смягчают переход <первой охры> к <санкирю>. 
Если нужно <подрумянить>, то это делается вслед за <подбивкою>
жидким тоном к и н о в а р и  или  м у м и и  с охрой.  Волосы <плавятся>    тоном, соответствующим цвету волос святого - <ревтью>.  Чтобы смягчить пестроту и сделать накладку красок мягче, кладется <плавью>,  <в т о р а я о х р а>, которая делается несколько светлее первой; <вторая плавь> покрывает <первую плавь>, <подрумяна> и часть подбивки.  Несмотря на эту плавку <отметки> -
<н а с е ч к и> на местах бликов по <санкирю>, видны; по ним накладываются <п л а в ь ю> же не очень широкие света; когда они высохнут, то <пр и пр а в л я ю тс я>, т. е. жидко притушевываются ко <второй охре>. То же на руках и на ногах. Но и после этого, краски не совсем мягко соединяются одна с другой. Посему  требуется отделка лица, называемая <о т б о р к о ю>. Очень тонкими штрихами мастер начинает <отбирать>, что не удалось смягчить <плавью>, светлые места тоже <забираются>, но более светлой краскою.  После этого черты лица снова <о п и с ы в а ю т с я>, обрисовываются соответствующим тоном; а на бликах делаются <н а с е ч к и> - черточки, что выражает самые сильные блики. Волосы <р а с ч е р ч и в а ю т с я> тонко, иногда в два-три тона. В некоторых иконах древнего
стиля волосы, напр. у Христа, <чертятся> т в о р е н ы м      з о л о т о м. После такой длинной и кропотливой работы лицо и руки готовы. 
Далее делаются надлежащие надписи.   В целом икона готова. 
- А что же делается еще ?
-  Далее икона "о л и ф и т с я" -- чтобы придать краскам свежесть и надолго предохранить от влияния сырости и вообще от порчи. Иконную олифу нельзя смешивать с олифой обычной, т. е. вареным конопляным маслом.  О л и ф а делается так: в большой горшок наливается вареное конопляное масло, и на дно горшка  спускают для <с у ш к и> <гнездо>, т. е. толченые свинцовые белила, завернутые в
чистую тряпочку и завязанные. Горшок накрывается и ставится в печь, после истопки, <томится> в продолжение нескольких дней. От этого содержимое его делается гуще.. Это и есть о л и ф а.
<О л и ф к а> производится так: икону жирно намазывают олифой и кладут в такое место, где и сухо и нет пыли; через полчаса или ранее олифу на иконе <р а в н яю т> - проводят ладонью по иконе, на которой олифа местами впиталась в краску и левкас; спустя час-полтора, в зависимости от температуры, олифа на ней <в с т а е т>, т. е. густеет; тогда ее <с н и м а ю т>. Разравняв опять ладонью, начинают <с г о н я т ь> ее, очищая ладонь столовым ножом, на котором от этого собирается густая масса олифы - <с н и м к и>. На иконе оставляется небольшое, ровное количество олифы. Затем икона кладется на старое место, а через 10 -- 15 минут олифу на ней <ф и к а ю т> - быстро, слегка  касаясь  поверхности  иконы, проводят ладонью. Это делает олифу совсем ровной и блестящей.
Икона <з а о л и ф е н а>, спустя сутки, олифа совсем засыхает.
Если находят икону недостаточно блестящей, то олифку повторяют.
Олифа придает желтоватый колорит иконе; но если выставить 
олифу, в прозрачном сосуде на солнце, то она будет светлой.
Когда олифа на иконе хорошо просохнет, так что <о т л и п> от нее
будет небольшой, около тех мест, где будет нанесена позолота,
<обкрывают> мелом, разведенным в ложке на воде, с прибавкою не-
которой доли яичного белку. Когда <о б к р ы шк а> просохнет, на-
кладывают при помощи <л а п к и>, листовое сусальное золото и
приглаживают его чистой ватой. По окончании позолоты мягкой  губкой смывают чистой водой мел -- <обкрышку> и <вытрепывают>, т. е. высушивают оставшиеся капельки воды на золоте чистым сложенным в ком полотенцем. Если же <отлип> на олифе большой, то золото <затонет>  и будет иметь тусклый пятнистый вид.


Назад      Оглавление       Далее 


 

Н. Ильина

О. Сорокина

Hosted by uCoz