Акварель

Наталья Ильинаю Акварель

Н.Ильина"

О. Сорокина

О.Сорокина

ЧАСТЬ III

МАГИЯ ЖИВОПИСИ

                  МАГИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ

     Василий Коханенко
-Связь современников с прошлыми поколениями -  неотъемлемая  часть  существования человечества.  Без этой связи не может быть человеческой жизни.  Человек тянется к  прошлому, как дитя к матери. Дух прошлого неизбежно витает над нами.

                 Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

     Общение с духами прошлого наиболее ощутимо через историческую живопись. Недаром к этому жанру обращались многие выдающиеся художники.
Володя Галахов
- Среди таких художников выделяется Александр  Николаевич Бенуа.

Живопись

    
- Расскажи о нем подробнее.
- Сын архитектора Н. Л. Бенуа он учился в Академии художеств,  основные  навыки  живописи получил от брата Альберта,  акварелиста и архитектора. Жил в основном в Петербурге.  Всегда вдохновлялся стариной, черпая сюжеты  для своих акварелей и гуашей в 18 в.  и раннем 19 в.  Во время частых поездок во Францию создал большую  акварельную серию “Последние прогулки Людовика XIV”, которая имеется в Русском музее и других  собраниях, меланхоличноэлегическую по тону, надолго утвердившую за ним славу “певца Версаля и Людовиков”. Выполнил серию гуашей  для  издания  “Русская  история  в  картинках”; его исторические образы “Парад при Павле I” обладают большой магической  силой.
В замечательных - благодаря своему тонкому, романтичному  историзму - сериях иллюстраций к  “Пиковой даме”  и “Медному всаднику”  А. С. Пушкина выступил как реформатор русской книжной графики.
Василий Коханенко
-  Другой русский художник К. Брюлов.

Живопись

  Обуреваемый жаждой большой исторической темы,  побывав на  месте  раскопок  древнего  города, Брюллов  начинает  работу  над полотном “Последний день Помпеи”. Результатом становится величественная  “картина-катастрофа”, которая хранится в Русском музее,  иконографически примыкает к целому ряду  родственных  по  духу  произведений мастеров  романтизма.  Трагический пафос картины усиливается бурной пластической экспрессией фигур и резкими светотеневыми контрастами.
Я
- “Последний день Помпеи” производит фурор - как на родине мастера,  так и за рубежом.

Живопись

 В Италии и Франции картину приветствуют как первый триумф русской художественной школы.
Н.  В.  Гоголь посвящает ей одноименную восторженную статью, назвав  ее “полным,  всемирным созданием”,  где “все отразилось”,  - отразилось в образе с “сильных кризисов, чувствуемых целой массой”.
Василий Коханенко
Мастером исторической живописи являлся и Николай Ге. Мы о нем уже говорили, когда беседовали о религиозной живописи. Он выступил как реформатор исторического жанра.  Трагический конфликт не только двух персонажей,  но и двух  антагонистических эпох русской истории пронизывает картину “Петр I допрашивает царевича Алексея  Петровича  в  Петергофе”, которая находится в   Третьяковской галереи. Картины  “Екатерина II у гроба императрицы
Елизаветы” из Третьяковской галереи и “Пушкин в Михайловском” из Харьковского  художественного  музея  уже не достигают такой драматической силы, хотя и в них Ге, стремится придать образам прошлого особую эмоциональную остроту.
Я
Обращаясь к  темам фольклорной мифологии, В.М.  Васнецов радикально реформирует русский  исторический  жанр,  сочетая исторические реалии, воспроизведенные с археологической достоверностью, с волнующей атмосферой легенды.

Живопись

Среди его популярных  полотен- картины "После побоища Игоря Святославича с половцами" (по мотивам "Слова о полку  Игореве"),  "Аленушка", "Царь Иван Васильевич Грозный". Наибольшую благоприятную ауру излучает картина "Три богатыря" с фигурами конных витязей Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, охраняющих границы отечества  (все четыре картины в Третьяковской галерее).
Василий Коханенко
- Мастером  декоративной живописи Васнецов проявил себя в панно "Каменный век",  написанном для московского  Исторического музея,  изобразив на нем древних предков славян.
Володя Галахов
Осовременивая мотивы отечественной истории,  И.Е. Репин превращает картины в мощные сгустки чувств и эмоций -  гнева и  ненависти старого к новому "Царевна Софья через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре",  насилия  и  страха "Иван  Грозный и сын его Иван",  сокрушительного,  победного веселья "Запорожцы пишут письмо  турецкому  султану".  Сцена убийства  Иваном  Грозным  своего  сына  - настоящая "картина-триллер",  говоря современным языком,  - производит магическое воздействие на публику.
Я
Есть и наши современные художники, которых можно отнести к историческим живописцам.  Особой магией, на мой взгляд, обладают полона Ильи Сергеевич Глазунова.

Живопись

Он, как вы знаете, автор цикла многофигурных масштабных полотен, в которых  воплощает  собственную концепцию самобытного исторического пути России "Мистерия XX века",  "Вечная Русь", "Моя жизнь".
Василий Коханенко
- А мне ближе "Художник королей" Рубенс.  Он  выполняет крупнейшие заказы королевских дворов Европы. Он создает цикл из 21 огромного полотна для одной из галерей Люксембургского дворца  в Париже,  посвященный жизни королевы Марии Медичи (Лувр).  Это новый тип исторической картины,  достоверной по изображению обстановки и конкретных персонажей,  но облаченной в пышную аллегорическую форму.
Я
- А эти полотна дома хотели бы вы иметь,  если бы такая возможность представилась?
Васлий Коханенко
- Мы  уже говорили об этом.  Как художники,  да.  Но им место в государственных галереях. Их воздействие столь мощно, что их, конечно, их нельзя держать дома. Они слишком "мощны" для наших квартир. Они подавят волю.
Нельзя иметь такие полотна дома.
Я
- Но  в  наших  квартирах  часто держат портреты.  Чаще свои, иногда родственников или своих кумиров. Может быть поговорим о магии портретной живописи?

 

 

 


Назад      Оглавление       Далее 


 

Н. Ильина

О. Сорокина

Hosted by uCoz