Акварель

Наталья Ильинаю Акварель

Н.Ильина"

О. Сорокина

О.Сорокина

ЧАСТЬ III

МАГИЯ ЖИВОПИСИ

РУБЕНС

- Давайте посмотрим еще чьи-нибудь работы. - Сказал  Володя Галахов на следующий день.
Он   достал  из шкафа альбом с репродукциями Рубенса.

Картинка 4 из 5772

-   Творческий путь и наследие  Рубенса чрезвычайно интересны, - говорил он, разворачивая репродукции. - Рубенс, точнее Рубенс,   Питер Пауль фламандский живописец, основатель фламандской школы живописи барокко. Но он был не только живописец, но и ученый-гуманист, философ, археолог, архитектор, выдающийся коллекционер, знаток нумизматики, государственный деятель и дипломат. Рубенс, безусловно,  принадлежит к числу самых блестящих  фигур  европейской культуры 17 в. Современники называли его королем художников и художником королей.
- А из какой семьи  происходил Рубенс? - спросил я.
- Родился в семье антверпенского адвоката Яна Рубенса,  эмигрировавшего во время гражданской войны в Нидерландах в Германию.  Рубенс жил и работал  в Италии, стал придворным живописцем мантуанского герцога Винченцо Гонзаго. Годы,  проведенные в Италии, были заполнены работой над алтарными картинами для римских,  мантуанских и генуэзских  церквей.
- Так Рубенс занимался только церковной тематикой? - спросил я.
- Нет,  не только церковная живопись  привлекала  художника, -ответил Володя Галахов. - Быстро завоеванная известность, обилие заказов, работа придворным живописцем испанских наместников  Южных  Нидерландов, брак,  заметьте, по любви с Изабеллой Брант делают его творчество разнообразным.  Он создает своего рода художественную Академию,   примечательную  колоссальным  числом  созданных здесь полотен, призванных украсить дворцы и храмы Фландрии и других  столиц Европы.
- А как работал Рубенс? - спросил я.
-     Рубенс обычно создавал небольшой эскиз будущей картины, - вновь начал говорить  Володя, - нанося  на светлый грунт основной рисунок коричневатыми мазками и строя цветовую композицию при помощи немногочисленных светлых  красок.  Эскизы Рубенса - великолепные создания его живописи (некоторые из них находятся в Эрмитаже) -  писались быстро, запечатлевая замысел мастера.
-   Но следует учитывать, что Рубенс часто использовал труд своих учеников.  - Заметил я. - После того как картина была готова, он проходил ее  своей кистью.  Однако по-настоящему магические полотна созданы им самим от начала до конца.  Естественно, что магическое  воздействие  таких  картин существенно разнятся.
- Рубенс нередко  использовал старонидерландский обычай писать на деревянных досках,  покрытых по  светлому  грунту  тонким красочным  слоем и создававших эффект зеркально полированной сияющей поверхности. - Вставил Галахов.  Рубенс обращался к темам Ветхого и Нового  Завета,  к изображению святых,  к античной мифологии и историческим сюжетам.  Космическая динамика борьбы противостоящих  сил  господствует  в огромных декоративных полотнах: “Страшный суд”,  “Малый Страшный суд”,  “Падение грешников”, “Битва амазонок”. Стихия первозданного хаоса подчинена четко организованной  композиции, построенной по диагонали, эллипсу, спирали, на контрастах темных и светлых силуэтов,  цветовых сочетаний и  пятен, потоков  света.

Картинка 4 из 14

 

-     Дух жизнеутверждающей силы выделяет картины Рубенса  на античные темы. - Вставил Василий Коханенко. - Они характеризуются торжественным ритмом, величием и полнокровностью образов,  наделенных подчас грузноватой телесностью.  Это “Статуя Цереры”,  “Венера и Адонис”, “Союз Земли и Воды”.

Картинка 3 из 124

 

Союз Земли и Воды

 Кстати, все эти работы хранятся  в Эрмитаже.  “Возвращение Дианы  с охоты” из  Картинной  галерея в Дрездене, “Венера перед зеркалом”, сцены  "Вакханалий", прославляющие жизнь природы и щедрое плодородие земли, хранящиеся в Государственном музее изобразительных искусств в  Москве.

Картинка 3 из 28

Венера перед зеркалом

Рубенс достигает единства цветового звучания  картин,  которое строится на сложнейшей гамме оттенков, легко и прозрачно положенных  голубоватых  теней  и  светлых  красок.
- Простите, - прервал я, - но мы опять увлекаемся искусствоведческими аспектами, а мы договорились говорить о магическом воздействии живописи. Интересно, например, проследить, как влияют какие-то события в жизни художника на магическое воздействие его полотен.
- О, у Рубенса есть примечательный факт его биографии. - Ответил Володя Галахов. - В  53 года Рубенс женится на шестнадцатилетней Елене Фоурмент.  Этот шаг  стал новым  этапом его жизни,  исполненной безмятежного семейного счастья.  Он бросает придворную карьеру  и  дипломатическую деятельность  и  целиком  отдается творчеству.  Рубенс пишет Елену в виде библейской Вирсавии, богини Венеры "Суд Париса”, включает ее изображение в картину “Сад любви”.

Картинка 2 из 62

Суд Париса

     - Выходит,  портрет любимой замещает лики богинь.  Внеземное божество отождествляется им с земным божеством, любимой.
- Прервал я его.
- Да, снова заговорил Володя, - и аура этих полотен светлая и чистая, но это уже не дорога к Небесному царству,  а путь земных страстей и радостей.
- А что лежит в сюжетной основе этих работ? - спросил я.
- Ну об этом можно говорить долго. - заговорил Василий Коханенко. - Вот, например, Вирсавия. Ее имя неразрывно связано с царем Давидом. Это мальчик пастух, ставший царем Израиля. Множество легенд окружает библейский рассказ об этой сложной и противоречивой фигуре. Он был главарем шайки, воином, государственным деятелем; он объединил Израиль в единое царство и покорил Иерусалим, сделав его столицей; был музыкантом и традиционно считается автором псалмов.  Его атрибутами являлась обычно музыкальный  инструмент, как правило, арфа  и корона. Хотя средневековые книги псалмов показывают Давида играющем на арфе или иногда псалтериуме, в ренесанском искусстве он держит какой-нибудь инструмент семейства виолы. Но дело не в этом. Давид является важной фигурой в христианском искусстве как прообраз Христа. Согласно евангелисту Матфею он был прямым потомком Христа.
Будучи царем, он не смог подняться над интригой, ставшей причиной смерти его любовницы.
- Интересно, что это за история? - спросил я.
- Однажды вечером, - продолжал рассказывать Василий, - прогуливаясь на крыше своего дворца, Давид увидел внизу красивую женщину, которая купалась. Эго была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина, который в то время находился вдали от дома, на службе в армии Давида. По царской прихоти он приказал, чтобы ее доставили во дворец, и спал с нею. Она забеременела. Позже он написал командиру армии Урии письмо, в котором приказывал: “Поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение... чтобы он был поражен и умер. Действительно, так и произошло, и Давид впоследствии женился на Вирсавии. Их ребенок прожил всего несколько дней. Давид позже раскаивался в содеянном.
Самое интересное, что поведение Давида, оправданию которому в нравственном понимании нет, тем не менее, не отвращало средневековую церковь от отыскания типологической параллели для этого эпизода: в нем видели прообраз Христа, а  в Вирсавии - церкви.
- Все это крайне интересно и любопытно, - сказал я. - Теперь понятно, как важно знать историю сюжета и символы картин.  А хотели бы вы иметь эти полотна дома, если бы представилась такая возможность?
- Как художники, безусловно да, - ответил Коханенко. - Им нет цены.  Поэтому они и являются государственным состоянием. Но им  место  в  государственных галереях.  Если говорить об их воздействии на людей,  на магическое действие,  то, конечно, их  нельзя  держать дома.
- Почему?  - спросил я.
- Слишком  сильное  действие для пространства небольшой квартиры, - сказал Василий -  Они подавят вашу волю.  Вся жизнь, вольно или невольно,  будет посвящена этим полотнам. Простым смертным невозможно и нельзя иметь такие полотна дома.
На этом мы закончили обсуждение работ Рубенса в тот день.

 

 


Назад      Оглавление       Далее 


 

Н. Ильина

О. Сорокина

Hosted by uCoz